История "левого искусства"

Previous Entry Share Next Entry
Тихий Дон (1931 год) или Майдан здорового человека
voencomuezd wrote in left_art
Оригинал взят у ext_1998267 в Тихий Дон (1931 год)
ТИХИЙ ДОН

Год: 1930.
Страна: СССР.
Режиссёры и сценаристы: Иван Правов, Ольга Преображенская, Михаил Провор.
Оператор: Дмитрий Фельдман.
В ролях: Андрей Абрикосов, Николай Подгорный, Эмма Цесарская, Раиса Лужная, Александр Громов и др.
Ещё одно последнее сказанье, и окончен обзор экранизаций Шолоховского романа будет. Это самая первая экранизация... Экранизация ли?
Честно говоря, уж слишком много "но" всплывает, если разбирать этот фильм. Да, сейчас он кажется забавным и смешным, эдакая потешная нелепица. Можете даже назвать худшей экранизацией, но...
Но.
Во-первых, этот фильм немой, а отсюда все типичные черты данного кина: чрезмерное переигрывание, активная (и выразительная!) жестикуляция, тонны грима, построение сцен, пантонима....
Во-вторых, с выхода фильма прошло ни много, ни мало, а целых восемьдесят лет. В плане кино совсем другая эпоха, причём фильм-то не является шедевром на все времена, совсем не "Броненосец "Потёмкин", но дай бог хотя бы нынешним режиссёрам до планки Эйзенштейна дотянуться... К чему я это: в своё время это был вполне обычный фильм, достаточно популярный, но не настолько качественный, чтобы пережить смерть немого кино. Тем более, спустя двадцать шесть лет выйдет экранизация Герасимова.
В-третьих, фильм озвучили в 1933 году, и надо ли говорить, насколько это неуместно для изначально немого кино? Но ругать создателей в то же время за подобный шаг не могу, поскольку в те годы как раз шло наступление звукового кино. Поэтому тогда озвучивание воспринималось именно как техническое новшество: о, актёры заговорили! Пожалуй, это можно уподобить раскрашиванию чёрно-белых фильмов, с оговоркой: различие между немым и звуковым кино гораздо глубже и непреодолимей, нежели между чёрно-белым и цветным кино.
В-четвёртых, это не экранизация, а по мотивам. Но, опять же, к моменту выхода фильма Шолохов опубликвал лишь два тома, третий только начинался, а четвёртый лишь предполагался. Правда, от двух томов остались рожки да ножки, но уместить их в полтора часа... хм....
Адаптация
Ежели вкратце, то оставили любовь Гришки и Аксиньи, свадьбу с Натальей, отношения Аксиньи со Степаном, первый бой, работа Аксиньи на Листницких, смерть её ребёнка.....
Но есть и изменения. Например, Григорий не убивает австрийца, нет, его начинает глючить: заместо него он видит своего брата. Австрийца приканчивает Степан, и Степан же потом стреляет в Григория (!), мстя за Аксинью. Потом Григорий довольно дерзко ведёт себя в больнице на встрече с особой из императорской фамилии, за что его посылают в дисбат.

А, возвращаясь обратно, в родной хутор, Гришка узнаёт, как Листницкий эксплуатировал Аксинью и бодро избивает Евгения Листницкого, приговаривая:
Да-да, вот в этом фильме как раз таки и есть красная пропаганда. Постоянное акцентирование на противостояние бедных и богатых, причём бедные как раз Мелеховы, они даже у Стёпки Астахова в долгу! И женят Григория на Наталье тож по денежным причинам. И Гриша яро выступает супротив эксплуататоров, да и в титрах всё расписано.

Да и по Первой Мировой войне тоже прошлись.


И состояние армии упомянули.

А это так, позабавило.
Антураж
Сказать что-либо трудно ввиду качества плёнки. Но, определённо не из говна и палок!



Хотя, иногда....

Горизонт завален!




А у нас тут своя атмосфера!
Актёры
Как я уже говорил, ввиду специфики немого кино актёры ведут себя потешно, что усуглубляется частотой кадров. Но типажи подобраны неплохо.
Евгений Листницкий.

Вот Стёпка Астахов.

Пётр.

Дарья.

Не пугайтесь, это Наталья.

Так она краше.
А Пантелей хорошо подобран.
Аксинья, в принципе, тоже неплоха.
Ну... я говорил, что переигрывание типично для немого кино. Да и лиц крупным планом хватает.
Но Гришка стал жирнейшим плюсом фильма.
Вот в этом моменте светились только зубы!
Внешне - под стать, да и характером, как по мне, самое то.
И юношеский задор, и потрясение, и гнев, и ярость, и... широк диапозон эмоций, и вот что скажу: Григорий Мелехов тут удался, даже с учётом адаптации и незаконченности романа.
Сыгравший его Андрей Абрикосов в 20-е немало бродяжничал по югу России, ну, а потом уж в "Илье Муромце" и "Руслане и Людмиле" сыграл князя Владимира.
Итог
Немой фильм по мотивам половины недописанного романа с элементами пропаганды. Впрочем, для немого кина вышел неплохой образец, вполне цельное и завершённое произведение, пусть и довольно... специфичное. Роман утрирован и упрощён, переиначивания нелепы, отсебятина смешна. Но, с другой стороны, неплохо подобраны актёры, а некоторые сцены (с учётом технических недостатков) удались.
В общем, если вы привыкли смотреть немое кино, то знайте, что это далеко не худший образец, просто типичный фильм. Но проверку временем он не прошёл. Его можно всласть отпинать за дело, но, знаете... не тянет.

?

Log in