История "левого искусства"

Previous Entry Share Next Entry
Изобразительное искусство СССР. Лениниана, часть VI, заключительная
voencomuezd wrote in left_art
Оригинал взят у kykolnik в Изобразительное искусство СССР. Лениниана, часть VI, заключительная
Часть шестая, с 1981 по 1990-й годы

В 70-е годы из области станковой живописи Ленин окончательно переходит, с одной стороны, в область мозаики и маркетри, становясь привычным элементом оформления любого общественного интерьера, с другой – в область тиражной графики (в частности плаката).

Одновременно со стилизацией изображения происходит максимальная автоматизация восприятия образа Ленина – превращение его в своего рода иероглиф, чистый знак, мгновенно узнаваемую торговую марку. Таким образом, образ Ленина переходит в пространство идеологической рекламы, где подвергается дальнейшему и еще более формализованному манипулированию, выхолащиванию и тавтологизации (демонстрируемой, правда, уже за пределами собственно официального советского искусства).


1987 Энди Уорхол (1928-1987) «Красный Ленин»



1980-е Усманов Махмут Усманович (1918-2006)



1980-е Усманов Махмут Усманович (1918-2006)



1980-е Шепелев Вячеслав Васильевич (1924-1992) «Портрет Ленина»



Не нашла автора, но то, что этот портрет в технике маркетри продавался
миллионными тиражами, подтвердит любой советский человек :))



1981 Ахунов Масабих Фатхлисламович (1928-2008) «В.И. Ленин»



1981 Божий Святослав Михайлович (1938-1999) «Май»



1981 Жемерикин Вячеслав Федорович (1942-2005) «Первая годовщина Октября»


Некоторые, не будем показывать пальцами кто, продолжали по накатанной дорожке писать
слащаво-канонический образ Ленина, но мало кем он уже воспринимался именно в таком ключе...


1981 Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906-1993) «Ленин на прогулке в Кремле».



1985 Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906-1993) «В.И.Ленин»



1981 Шаландин Ю.(?) «Ленин на митинге»



1982 Артыков Владимир Аннакулиевич (Россия, 1934) «Каракумы. 1919 год. Перед боем»



1982 Ахунов Масабих Фатхлисламович (1928-2008) «В.И. Ленин»



1982 Данилевский Евгений Иванович (1928-2010) «Разговор по душам»



1982 Козлов Энгельс Васильевич (1926 -2007) «О жизни, о земле»



1982 Левитин Анатолий Павлович (Россия, 1922) «Октябрьские дни»



1984 Ахунов Масабих Фатхлисламович (1928-2008) «Наша мирная политика»



1984 Кабыш Иван Ефимович (Украина, 1926) «На Красной Площади»



1985 Басанец Петр Алексеевич (1926-2007) «Родина в опасности»



1985 Лоза Адольф Иванович (1931-2004) «Владимир Ленин»



1985 Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906-1993) «В.И.Ленин и Н.К.Крупская среди крестьян деревни Кашино в 1920 году»



1986 Сачков Владимир Васильевич (1928-2005) «Правда»


К 1987 году канонический образ Ленина остался, пожалуй, только в детских книжках:


1987 Лаврухин Юрий Николаевич (Россия, 1924) Ленин и Крупскаяиллюстрация из книги «Ильич и дети»



1987 Лаврухин Юрий Николаевич (Россия, 1924) иллюстрация из книги «Ильич и дети»



1987 Шапаев Фёдор Васильевич (Россия, 1927) «В.И. Ленин с крестьянами»



1987 Бройдо Илья Матвеевич (1933-2002) «Последняя осень. Воспоминания»



1988 Присекин Сергей Николаевич (1958-2015) «Вся власть Советам!»



1988 Сачков Владимир Васильевич (1928-2005) «В.И. Ленин»



1988 Царев Юрий Валентинович (1932-1996) «Работать по-революционному!»



1989 Квавадзе Евгений Шалвович (Россия, 1945) «Октябрь 1917 года»



1989 Сачков Владимир Васильевич (1928-2005) «Побольше света, пусть партия знает все...»


Последний шаг, логически завершающий развитие образа Ленина, делает концептуальное искусство. У Косолапова ленинский профиль помещен рядом с маркой кока-колы. Так происходит доведение стратегии позднего социалистического реализма до полного и окончательного абсурда, обнажение приема и закрытие темы.

Таким образом, дважды начинаясь в советской живописи как феномен героического «большого стиля», образ Ленина дважды внутренне преображается и низводится – в культуре сталинской эпохи в эстетику бидермайера, в культуре брежневской эпохи в стилистику декоративно-прикладного искусства.


1980 Косолапов Александр Семёнович (Россия, 1943) Lenin Coca-Cola»

По воспоминаниям художника, компания Coca-Cola даже собиралась подать на него в суд, поскольку работа была создана в разгар холодной войны и, увидев ее, люди могли подумать, что производитель знаменитой американской газировки поддерживает коммунизм. К счастью, адвокат художника сумел доказать, что Косолапов имеет такое же право изображать логотип компании, как и другие художники, пользовавшиеся образом «колы», — Джаспер Джонс (Jasper Johns) и Энди Уорхол (Andy Warhol). К тому же целью советского концептуалиста было не дискредитировать Coca-Cola, а показать, что Ленин — это такой же бренд для СССР, как знаменитая газировка — для Штатов.



  • 1
1981 Налбандян Дмитрий Аркадьевич - мост на заднем плане новый, 1930-х уже

  • 1
?

Log in